Мария Пунина о проекте Звуковая оптика

4 апреля в выставочном центре «Галерея» состоялась пресс-конференция с куратором мультимедийного проекта «Звуковая оптика» Марией Пуниной. Беседа эта была заведомо интересной, так как речь шла о «новинке» в мире искусства. В преддверии открытия выставки «Звуковая оптика» Мария приоткрыла завесу тайн и рассказала журналистам о том, какой должна быть идиллия между изображением и звуком.

XX столетие стало временем художественных исканий и творческих свершений. В 20-30-е годы запретов и «подпольного», но все же продуктивного существования, нашлись творческие умы, которые решили соединить в непрерывном диалоге акустические и визуальные смыслы. Звучит замысловато, но суть проста: картинка и звук — единое целое. «Поколение Z» стало тем легендарным движением в СССР, которое с помощью специальных машин переводило визуальный образ в звук. Этот колоссальный переворот был навсегда запечатлен в мире искусства. Так уже в 80-90-е годы к творчеству «Поколения Z» обратились известные художники Александр Митлянский и Александр Петтая, композиторы Владимир Мартынов и Павел Карманов.
И сегодня взаимоотношения звука и образа нашли отражение в уникальном мультимедийном выставочном проекте «Звуковая оптика». «Особенный, уникальный, редкостный» — такими эпитетами обозначила новую выставку «Звуковая оптика» заместитель директора выставочного центра «Галерея» Галина Тарануха. В подтверждение слов Галины Владимировны Мария Пунина подробно рассказала о выставке и ответила на вопросы журналистов.
«Ижевск — неравнодушное пространство к самым новым изобретениям и инновациям. Именно поэтому перед вами мы представляем лучшие работы проекта «Визуальная акустика» Виталия Пацюкова. Виталий развивает тему «визуальной акустики» с 2007 года. За что получил национальную премию в области современного искусства.
Исторической основой для представленных работ послужили документальные фильмы 30-х годов. Они были найдены в Архивах Андреем Смирновым, директором Центра при Московской консерватории. Прошло уже 80 лет с момента создания этих фильмов. Поэтому мы смело можем сказать, что «звуковая оптика» — это серьезная большая традиция, к которой вновь и вновь обращаются художники.

На другом полюсе нашей экспозиции работа группы AES+F «Пир Трималхиона». Трималхион – это древний римский персонаж из известного романа «Сатирикон». По сути, работа представляет символическое общество потребления наших дней. Для этого проекта композитор Павел Карманов создал специальный трек – соединил мелодии Баха, Моцарта и собственное произведение. Этот музыкальный коллаж точно поддерживает картину, в которой очень специфическая пластика. Преобразовать звук в пластику тела удалось за счет смены огромного количества фотографий. Сквозь призму Античности показано современное общество. При просмотре экспозиции мы попадаем в пространство, сбивающее наш привычный, повседневный настрой. И это самое важное – смочь «выбить» человека из обычного хода жизни.
Погрузившись в «Звуковую оптику» зритель сможет помедитировать, обратиться к потаенным уголкам своей души. Так, в «Гобустане» Владимира Тарасова мы видим уникальный камень, который был найден в Азербайджане. Особенность этого камня в том, что он полый. И при ударе по нему раздается звук, схожий с колокольным звоном. Этот естественный, архаический звук возвращает человека к первоосновам, помогает сосредоточиться.
Совершил попытку выявить стиль Малевича Александр Митлянский, соединив визуальное пространство современности с музыкой П.И. Чайковского. Как вы видите, обычная кухонная плита звучит совершенно иначе, нежели в обычной жизни».
Человек вовлечен в невероятно драматичную современную жизнь. Наша жизнь наполнена красотой, эстетикой, чувствами. И современные художники в «Звуковой оптике» открывают драматизм, эмоциональность, остроту. С помощью техники они смогли воплотить Идею – показать саму жизнь в ее звуковом и визуальном проявлении. Это стоит увидеть, в это надо погрузиться… Для этого и был создан уникальный проект «Звуковая оптика»!

Автор: Art-отдел

X