Театр глазами режиссера

В мире большой моды каждый сезон ознаменован новой коллекцией от известного кутюрье. В конце показа традиционно автор появляется перед восторженной публикой и получает заслуженные многочисленные «Браво!», букеты цветов и аплодисменты. Но только ли дизайнеров и владельцев известных брендов должны сегодня мы знать в лицо?

Знаем ли мы вообще, кто стоит за каждым новым творческим вдохновением, кто делает мир красочным и прекрасным – кто сегодня «делает» Театр? Да, в большинстве своем мы с легкостью назовем имена режиссеров самых кассовых фильмов в мире, но наверняка с трудом вспомним фамилии тех, чьи сказки когда-то знали наизусть.
Накануне Нового года нам встретился очень интересный человек — Светлана Акчурина, автор более 20-ти театральных постановок в различных театрах как оперных, так и драматических. Ещё недавно главный режиссер Театра Оперы и балета им. Эрика Сапаева, г. Йошкар-Ола, сегодня Светлана главный режиссёр нашего театра оперы и балета. Мы застали её на репетиции над рождественским мюзиклом «Мороз&ко» и новогодним концертом «Новогодняя фантазия». В антракте Светлана поведала нам, о чем она рассказывает обществу в своих спектаклях, и чем сегодня живет театр.
Светлана, какую идею вы проносите сквозь все свои постановки?
— Мне очень интересны такие грехи человеческие как зависть и соответственно подлость. Да, оперетты заканчиваются «жили долго и счастливо». Но в жизни все иначе. Это не значит, что я пытаюсь поучать зрителя, вовсе нет. Просто пытаюсь открывать глаза на какие-то завуалированные вещи. Например, в оперетте «Мистер Икс» мне хотелось рассказать о том, что подлость и интрига может сломать и разрушить и жизнь , и судьбу, и любовь. В сюжет заложен межклассовый конфликт. Но это при желании можно преодолеть, а вот обман и интригу иногда и нет. А в целом, в любом жанре, — от сказок до опер и оперетт – я стараюсь возродить желание мечтать и любить. Хотелось бы, чтобы зрители на моих спектаклях получали катарсис! К сожаленью любовь уходит из современной жизни…на смену приходит жажда власти , денег и выгоды. Но идеи добра превыше всего!
24 декабря зритель Театра Оперы и балета, г. Ижевск увидел премьеру рождественской постановки «Мороз&ко». Расскажите немного об этом мюзикле.
— Музыку написал Санкт-Петербургский композитор Владимир Баскин. Я уже ставила «Морозко» — в г. Йошкар-Оле, но каждая постановка- всё равно другой спектакль.  Я довольно долго работала над вариантом самой пьесы, потому что есть временной аспект – где-то убрать лишнее, где-то сократить время, где-то вижу, как ярче сделать сценически, если перенести музыкальный номер в другое место. Если вы посмотрите на пьесу, то она перечеркнута несколько раз. Как итог: аудитория увидела современную интерпретацию классического сюжета. Это проявляется не только в манере исполнения, тексте, но и в костюмах, танцах. Вместе с художником по костюмам – Натальей Копысовой – мы создали вневременные костюмы, передали сказочный колорит. Могут быть вопросы: почему Марушка одета не так бедно? Мы осознанно обошли «нищенский» образ главной героини. Ведь это же рождественский мюзикл, красочная сказка, которая так нужна зрителю. Кроме того, Марушка — рукодельница, она сама шьет прекрасные платья. Поэтому символично было наградить героиню сказочным нарядом.
Органично и завораживающе все костюмы смотрятся в ярких танцах, постановщиком которых стала народная артистка УР, балетмейстер Марина Кузнецова.
Хотелось, чтобы приходили на спектакль родители с детьми! Так редко им приходиться быть вместе в последнее время. А здесь совместные впечатления и переживания! Есть о чём потом поговорить. Поэтому в спектакле много различных придумок, которые понравятся всем…например романтическая игра в снежки в рапиде ( замедленная сьёмка в кино) главных героев…. Или превращение героя в рэппера!

Что стало самым сложным в процессе работы над постановкой спектакля?
— Мюзикл — это синтетический жанр, в котором сложно переплетены и драматическая игра, и пение, и танцы. Передо мной же стояла задача доказать артистам, что всё должно быть именно так и никак иначе. Каждый артист мечтает об удачном спектакле, он хочет нравиться зрителю, иначе теряется смысл работы. В спектакле «Мороз&ко» много музыки, пластики, танцев, драматической игры – и всё сплетено в единое динамичное действо — как впрочем и должно быть в настоящем мюзикле!!! А это несколько необычный подход для традиционного изложения сказки. Но, как показала практика, именно такое решение стало самым удачным. В итоге мы победили!
Как Вы относитесь к разным жанрам?
— Сказка – замечательный жанр. Недаром именно к сказке обращались многие известные режиссеры. Например, почему Марк Захаров обратился к «Обыкновенному чуду»? Потому что именно в сказке можно сказать практически обо всем, даже о том, что невозможно выразить и показать в другом жанре.
Не могу не сказать об опере. Опера — пожалуй, самый потрясающий и самый синтетический жанр! У многих вырабатывается ошибочное мнение: считают, что опера-это только для избранных…многие говорят, что не любят оперу, но никогда при этом её не слушали и не смотрели! Но как можно говорить о том, что «не попробовал», вкус чего не познал?! Однажды после премьеры оперы Джузеппе Верди «Риголетто», ко мне подошли зрители, очень далёкие от театра, и удивлённо сказали: «Оказывается, опера это интересно! Ее можно смотреть!» Да, в оперу нужно вникнуть, а кому-то даже требуется время привыкнуть к опере. Понять и полюбить на всю жизнь!
А как прекрасна и любима оперетта!!!??? Это просто прекрасная сказка о любви для взрослых с великолепной музыкой – сказка, которая так нужна сегодня людям в наше совсем не простое время.
Из каких этапов состоит процесс постановки спектакля?
— Постановка музыкального спектакля – это огромный труд! Вначале режиссёр работает над партитурой (нотный текст) и текстом (пьесой) разрабатывает идею – о чём он хочет поведать и поделиться со зрителем. Затем работа с художником-постановщиком и с художником по костюмам. В это время артисты учат музыкальные партии. Только на предварительную подготовку, прежде, чем приступить к постановке, может уйти много времени. А затем идут постановочные репетиции: «оттачиваются» каждая сцена, каждый жест, артист включается в уже придуманные мизансцены. Так на каждой репетиции все обрастает дополнительными нюансами. Параллельно идёт постановка танцев и спевки — сначала под рояль, а затем под оркестр. И вскоре все кубики складываются в одно целое!
Особая благодарность директору Театра Оперы и балета, Инне Леонидовне Галушко. Я солидарна с ней в том, что зрителя надо воспитывать и прививать любовь к театру с детства. Недаром говорят, что детей не обманешь. Им, как и взрослым, нужно только лучшее.

Какова была реакция зала на премьере «Мороз&ко»?
— Я стараюсь делать сказки интересными для любого возраста. Каждому возрасту будет интересен свой пласт. И достигли успеха: взрослые и дети единодушно и заворожённо находились в ожидании чуда, настоящего волшебства. Интересно было смотреть на взрослых… На их лицах весь спектакль блуждала романтическая улыбка. Даже 3-летние малыши на одном дыхании смотрели спектакль в 2 действиях : мы опровергди утверждение, что внимание маленького ребенка можно удерживать только 45 минут!
Кто «диктует правила» в театре – режиссер или зритель?
— Режиссер не может не прислушиваться к зрителю. Мне кажется ,что я знаю, что нужно детям – динамика, музыка, танцы, юмор и обязательно любовь. Любовь правит миром… Любовь – это жизнь и вселенная . Именно об этом и говорит всё мировое искусство! Но любовь со своими коллизиями: где-то жизнь разрушается интригами и подлостью, где-то обстоятельствами, где-то сами люди ломают своё счастье.
Помимо мюзикла «Мороз&ко», какие постановки увидит зритель Театра Оперы и балета в новогодние дни?
— «Новогодняя фантазия» — не просто концерт, а соединение сюжетной линии спектакля «Мистер Икс» Имре Кальмана с концертными номерами: прослеживаются сюжетная линия, интриги Барона де Кревельяка, любовная история Теодоры и Мистера Икс.
Какие постановки вы планируете в ближайшее время в Театре оперы и балета Ижевска?
— Весной зрителя ожидает потрясающий спектакль Франца Легара «Веселая вдова». Это одна из самых популярнейших оперетт с великолепной музыкой и искромётным юмором .
Что вы пожелаете зрителю Театра оперы и балета в преддверии Нового года?
— Желаю любви! Желаю новых приятных впечатлений и переживаний в театре! Ведь именно театр может сделать человека счастливым несмотря ни на что. Здесь вы можете погрузиться в атмосферу сказки, волшебства, романтики! Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких!

На этом антракт, как и наш разговор, был закончен, и репетиция продолжилась. Полилась замечательная музыка, раздались поставленные голоса актеров, зажегся свет. «Поехали!» — сказал режиссер. Когда-то эту фразу произнес Юрий Гагарин, и мы стали первыми в космосе. Теперь она является посылом для свершения великих дел. И, кто знает, быть может, эта символическая связь выведет и режиссера Светлану Акчурину на арену славы и мировых творческих свершений.

Автор: Оксана Тимонина

X