Не все заказчики относятся к работе фотографа именно как к профессиональной деятельности, а скорее, как к некоему хобби, тем более что часто фотографов выбирают через друзей, знакомых.
Это часто влияет на характер отношений сторон при фотосъемке, отражается на результате.
Попробуем разобраться в том, как фотосъемку воспринимают фотографы, ну или по крайней мере конкретный фотограф.
О том как выбрать фотографа в отдельной статье. Сейчас об отдельных вопросах организации и проведения фотосъемки.
Оглавление:
- Сколько времени обрабатываются фотографии
- Как и кто обрабатывает фотографии после съемки
- Как и в каком виде передаются фото заказчику
- Передача фотографий заказчику в “исходниках”
- Сколько фотографий получает заказчик
- Должен ли фотограф показывать на камере снимки
- Сколько времени требуется для съемки
- Можно ли отказаться от приемки фотографий
- Техника фотографа: камеры и объективы
- Из чего складывается цена услуг фотографа
- Договор на фотосъемку
Как быстро получает заказчик фотографии после съемки?
Если у фотографа правильно организована работа, обработать фото с сессии продолжительностью 1-4 часа реально в течение 1-3 дней.
При пиковой занятости срок передачи фотографий может затянуться до 7 дней.
В исключительных случаях, при наличии возможности и предварительном согласовании, обработка и передача фото возможна в течение нескольких часов непосредственно после окончания съемки.
Это справедливо к передаче фото с базовой обработкой: преобразование из формата RAW, свето- и цветокоррекция, коррекция цветовой температуры, контрастности, резкости, детализации, геометрических искажений изображения, подавление шумов с целью обеспечения достоверности фотографии с минимальной ретушью. По своему усмотрению фотограф устраняет отдельные дефекты или посторонние предметы.
Глубокая обработка, коррекция фото, ретушь изображений и т.д. может занимать очень продолжительное время, и согласуется отдельно.
Если у фотографа настолько много заказов или иной работы, что он не успевает в эти сроки – ему стоит нанимать отдельного специалиста для обработки, так как затягивание передачи работы явно негативно влияет на отношения с заказчиком.
Как и кто обрабатывает фотографии после съемки?
Как правило фотограф отбирает и обрабатывает фото самостоятельно.
При личной, рекламной съемке фото отбираются заказчиком или совместно с фотографом по проявленным миниатюрам. Здесь же определяются требования к итоговым фотографиям при глубокой, художественной обработке, ретуши, если такая задача была определена изначально.
Фотограф может выполнить базовую коррекцию при «проявке» исходников, а конечная ретушь может быть исполнена другим специалистом или самим заказчиком, что достаточно распространено.
Как и в каком виде передаются фото заказчику?
«Проявленные», обработанные в базе фото передаются заказчику отправкой через интернет, реже – записью на flash-карту.
Фото передаются в согласованном формате как правило: JPG 8 бит и/или TIFF/PSD 16 бит и разрешении 240-300 dpi и в согласованном размере.
Часто используется два варианта передачи фото, например:
– репортаж с мероприятия: размер 1920*1280 px, разрешение 240-300 dpi в формате jpg (для архива и последующей работы) и размером 1080*720 px, разрешение 72 dpi в формате webp (для интернет-контента),
– съемка интерьера: максимальный размер и разрешение в формате TIFF/PSD (для архива и последующей работы) и размером 1440*960 px, разрешение 120-240 dpi в формате jpg (для интернет-контента).
Учитывать стоит и «вес» фото:
– 1080*720 px, разрешение 72 dpi в формате webp весит около 100 Kb
– проявленный исходник в TIFF/PSD – около 120 Mb.
На фото может быть проставлен водяной знак заказчика, его надо передать фотографу на прозрачном фоне и формате png, согласовать место его расположения, величину по отношению к размеру фото, степень прозрачности.
Вид и их сочетание форматов фотографий могут быть самым разным, фотографу без разницы в каком формате сохранить обработанные фотографии для передачи, с хорошим компьютером это занимает считанные минуты.
Важно понимать, что обработка фото производится на мониторе, калиброванным в соответствии с заводскими настройками и/или синхронизированными с цветовыми профилями программных продуктов, например sRGB или Adobe RGB по усмотрению фотографа именно на его мониторе. При просмотре фото на других мониторах, в других программах может наблюдаться расхождение в интенсивности цветов и их сочетаниях.
Передача фотографий заказчику в “исходниках”
Большинство фотографов снимают фото в формате raw в максимальном размере в соотношении 2:3 с цветовыми настройками, удобными ему для последующей обработки.
Снимая, фотограф учитывает, как именно он будет в дальнейшем обрабатывать фото для получения оптимального результата.
Многие фотографы снимают на режимах, которые большинству заказчиков при просмотре с экрана фотокамеры покажутся странными, свидетельствующим о «некачественной» съемке, по их мнению, например:
– с пониженной интенсивностью определенных цветов (в зависимости от особенностей камеры, места съемки и его освещенности, значений ISO),
– недоэкспонированные, для сохранения больших деталей в светлых областях (с тенями проще работать, чем с засветами), монохромные и т.д.
Размер такого файла, как правило 25-35 Мб для большинства фотокамер.
Когда заказчики просят исходники они должны понимать, что с такими файлами в дальнейшем делать, как их обрабатывать, так как исходники существенно отличаются от “парадных” итоговых фотографий.
Например, именно исходники памятных фотографий могут понадобиться заказчику в будущем: развиваются методы обработки фотографий и соответствующий софт, у заказчика меняется представление о том, как должна выглядеть конкретная фотография, она может понадобиться в максимальном размере в сложном коллаже, макете, использоваться в крупноформатной печати и т.д.
Передача исходных файлов часто касается прав на фотографии, вопросы, которые большинством договоров на фотосъемку не определяются, и тогда заказчики фотосъемки полноценными собственниками изображений и прав, связанных с ними, не являются.
Эти вопросы стоит детально проговорить при заказе фотосъемки, заключении соответствующего договора.
Сколько фотографий получает заказчик по итогам съемки?
Всем хочется получить больше фотографий.
Надо разделять сколько снимков сделает фотограф, сколько из них будет желаемого результата переданы заказчику и сколько в итоге будут им использованы.
В реальности количество фото определятся характером съемки, например:
-1,5-2 часа съемки интерьера помещения – около 25 готовых фотографий, все из которых, как правило, будут использоваться на разных ресурсах,
– час съемки делового портрета – 5-10 готовых фото, из которых в дальнейшем будет использоваться 1-2,
– два часа съемки девушки в студии или на естественной локации со сменами костюма – около 500 снимков, из которых будет отобрано 5-30, а использовано в дальнейшем может быть как 1-2, порой ни одной или напротив все.
– за 12 часов свадебной съемки фотограф сделает несколько тысяч снимков, из которых отберут около 200, еще не одну сотню на всякий случай на будущее,
– 3-4 часа фотосъемки концерта танцевальной школы – около 2000 кадров, из которых используют около 100 в презентационных целях и все остальные удачные (и не очень) зальют в сети,
– за несколько минут спортивного поединка или высоко динамичной сцены, фотограф, «поливая» (просто не убирая палец с затвора), может сделать сотни и тысячи снимков, стремясь поймать 2-5 уникальных, атмосферных кадров.
Приведем простой пример для сравнения: вспомните, сколько фотоснимков делают девушки (и их спутники) на отдыхе, и сколько из них потом остаются в смартфоне или размещаются в сетях…
Представление о том, что профессиональный фотограф сможет или должен сделать идеальным почти каждый кадр справедливо лишь отчасти:
– опытный фотограф сможет понять требования, учесть их и сделать больше удачных для конкретного заказчика снимков,
– заказчик представляет себе некий идеальный результат, добиться которого в конкретной ситуации получится не всегда в силу объективных условий,
– у фотографа свой взгляд на конкретную съемку, он, как и любой другой человек, скорее всего «видит» иначе чем вы.
Должен ли фотограф показывать на камере снимки в процессе съемки до обработки?
В действительности обсуждать это даже не стоит: фотограф показывает на экране, а в идеале и на планшете или мониторе, в процессе съемки все кадры, обсуждает с заказчиком полученные фотографии. Это однозначно помогает результату.
Сколько времени требуется для съемки?
Как обычно – все индивидуально:
– личная съемка одного человека в определенном образе может занять минут 15-20, другого – час-два.
– продолжительность фотосъемки с одной точки с отстроенным освещением однотипных предметов определяется только скоростью замены предметов,
– съемка нестандартных предметов, интерьера и экстерьера требует значительного времени для каждого кадра и всей серии (с учетом что часть снимков не будет отобрана в итоге при обработке).
Для каждого кадра, фотографии надо определить точку съемки с учетом охвата, освещенности, оптических искажений по осям X и Y, установить штатив, проверить отображение на экране, выставить свет, возможно из нескольких источников, снять с нескольких углов по вертикали, возможно скорректировать точку съемки, повторить все действия, снять на долгой выдержке, обсудить результат с заказчиком, убрать какие-то предметы из кадра или дополнить новыми, поменять схемы существующего освещения и т.д.
Обсуждайте все условия фотосъемки заранее, чтобы спланировать свое время.
Можно ли отказаться от приемки фотографий, не платить за них.
Конечно нет, если фотограф выполнил свои обязанности в соответствии с вашими договоренностями.
То, что вам не понравился конкретные фото во многом может быть обосновано вопросами личного восприятия, мнением близких, да и просто настроением.
Конечно, если фотограф опоздал или не явился, передал фото объективно низкого качества, например, смазанные, не в фокусе – это повод для обоснованных претензий.
Это же касается того, когда в условиях конкретной съемки получить сколько-то приемлемый результат на определенных в договоре условиях было просто невозможно.
Но если вам не понравилось ваше же выражение лица на фото, то что у лучшей подруги «толстая» рука, то, что фотограф «не смог передать настроение» или фотографии «недостаточно радостные» – это не повод отказаться от оплаты или потребовать возврат средств. Знакомый рассказывал что ему пришлось долго преодолевать значимый негатив от того, что на свадебной фотосъемке не получилось ни одной хорошей фото тещи, которая на самом деле была недовольна всем на свадьбе, включая жениха, отворачивалась при попытке снять ее и т.д. Но это заказчицу не интересовало, притом что ее личные фото ей очень понравились.
Бывают заказчики, которые намеренно предъявляют эмоциональные претензии с целью снизить стоимость работ или потребовать возврата части произведенной оплаты, в том числе угрожая размещением негативных отзывов.
Как вести себя в такой ситуации – выбор каждого конкретного фотографа.
Техника фотографа: камеры и объективы
Большинство современных камер, даже любительского уровня, и камерофоны позволяют получать качественные снимки при нормальных условиях: равномерно освещенная сцена, статичность объекта съемки и т.д.
Для базовой съемки, например, статичных портретов существенного значения характеристики оборудования существенного значения не имеют, многое можно скорректировать при обработке.
Если планируется съемка в особых условиях – на оборудование и на метод съемки заказчику стоит обратить внимание, обсудить эти вопросы с фотографом, это поможет предопределить результат.
При съемке высоко динамичных сцен, с ограниченной либо постоянно меняющейся освещенностью, интенсивном контровом свете, в темное время суток и т.д. – без профессиональной полнокадровой камеры и светосильных объективов обойтись будет сложно.
Интерьерная съемка потребует широкоугольный фикс объектив, а вот его высокая светочувствительность принципиальной не является, так как снимать придется на длительных выдержках с прикрытой диафрагмой.
Днем, при хорошей освещенности для съемки спорта вполне подойдет кроп камера, но вечерний матч лучше снимать на полный кадр.
Характеристики объективов чаще связаны с возможностями камер, но здесь есть масса допущений.
Например, на профессиональную камеру статику можно снимать даже на самые простые фиксы. С другой стороны, довольно простая камера для сменной оптики может не принести желаемого результата при съемке топовым объективом.
Профессиональная фототехника стоит сейчас очень дорого.
Держать широкий перечень оборудования в собственности мало кто может себе позволить, фотографы недостающее оборудование берут в аренду под конкретные задачи.
Планируя сложные съемки вполне корректно уточнить у фотографа, чем именно и как он будет снимать.
Для заказчика это важно, чтобы в дальнейшем не возникло ситуаций с объяснениями, что иначе снять было невозможно и надо довольствоваться тем, что есть.
Опытный фотограф скорее откажется от заказа, если сочтет его исполнение затруднительным, а требования заказчика трудно реализуемыми. Он же при этом подскажет заказчику что можно изменить в заказе или что дополнительно сделать для получения необходимого результата.
Все это позволит избежать споров и конфликтов, получить желаемые фото.
При этом стоит сказать и о том, что конкретный фотограф со скромной техникой может сделать атмосферные кадры (хоть и далеко не безупречные с технической точки зрения) которые отразят сцену, событие лучше, чем более качественные технически, но невыразительные в достаточной мере фото другого фотографа.
Из чего складывается цена услуг фотографа
Цены на рынке на фотосъемку сейчас откровенно занижены, что определяется демпингом со стороны самих фотографов.
На адекватную или даже существенно выше рынка оплату претендуют единицы раскрученных фотографов, которые порой получают весьма неприятные фидбэки от заказчиков за несоответствие цены полученному результату, характеру взаимодействия, скорости передачи готового результата и т.д.
Техника – камеры, объективы, накамерный счет, карты памяти, батареи и т.д. – стоят сейчас реально дорого.
При том что съемка в сложных условиях потребует существенного оснащения, нескольких объективов и т.д.
Для обработки нужен достаточно мощный компьютер и качественный монитор. Сколько может стоить такой комплект знает каждый, кто сталкивался с покупкой техники.
Кроме этого, фотографу, как и любому другому специалисту, необходимы самые разные мелочи, дополнительное оборудование, расходные материалы: скоростные карты памяти, штативы, свет, качественный рюкзак или фото сумка и многое другое.
Ресурс всего этого как правило достаточно значительный, но все развивается и меняется, любую технику важно обновлять.
Часто заказчики обращают внимание только на непосредственно время, продолжительность собственно съемки.
При этом фотографу надо:
– согласовать требования и порядок съемки с заказчиком, условия договора, заключить его,
– подготовиться к съемке, добраться до места ее проведения и обратно,
– познакомиться с местом и объектом съемки, подготовить его при необходимости, провести съемку,
– перенести фото на компьютер, отобрать наиболее удачные кадры,
– обработать отобранные фото и переслать их заказчику, внести коррективы по требованию заказчика если такие будут, оформить приемку работ
Каждый из этих этапов, при кажущейся простоте и формальности занимает реальное время, а значит определяет стоимость работ.
Таким образом, стоимость съемки фотографом зависит от:
– продолжительности сьемки, ее сложности (погода, ограниченная освещенность, динамика объекта съемки, необходимость использования более сложного оборудования, большое число объектов, лиц для съемки, перенастройка статичного либо накамерного света, штатива, фонов и т.д.)
– количества кадров требующих отбора и обработки
– удаленности места съемки,
– использования дорогостоящей аппаратуры и т.д.
При этом, большинство фотографов работают «из дома», экономя на затратах на офис, занимаются фотосъемкой в свободное от основной работы время и т.д.
Ну и конечно, каждый фотограф по-разному оценивают свое рабочее время, свои способности и опыт.
Все перечисленное определяет стоимость фотосъемки как у конкретного фотографа, так и средние показатели по рынку.
Договор и детальное согласование фотосъемки
Как и любые работы, услуги, фотосъемку стоит выполнять на основании договора, в котором постараться максимально подробно прописать все условия и требования к съемке и итоговых фото.
Договор не должен быть формальным, типовым, а подробным, учитывающим особенности именно вашей съемки.
Это поможет сторонам лучше понять задачу, то, как будет происходить процесс съемки, убережет от большей части споров и конфликтов, защитит деньги заказчика или фотографа.
По исполнении работ стороны подписывают акт приемки-передачи и обмениваются сообщениями из которых следует .
Согласование условий и подписание документов проходят лично или через электронную почту.
Оплата за фотосъемку производится согласованным сторонами способом, в большинстве случае используется предоплата.
Если в силу обстоятельств у вас не получается подписать договор и обменяться как минимум сканами, внесите в бланк договора все существенные условия, направьте другой стороне и получите подтверждение согласия с его содержанием в мессенджере или по электронной почте.
Да, договор и согласование условий в мессенджере дисциплинирует стороны, но избежать споров удается не всегда даже при их наличии.
Ситуации бывают самые разные, у каждого фотографа свой набор историй.
Большинство ситуаций недовольства работой фотографа обусловлены тем, что:
– заказчик не соотнес реальные условия съемки и предполагаемый результат со своим представлением о том, как это должно выглядеть.
– заказывал съемки один человек, а принимает работу другой, и их представления, как выяснилось, далеко не идентичны.
Хорошо, когда заказчику, даже при недовольстве результатом ответственной и качественной работы фотографа хватает объективности в оценке полученных фотографий, и стороны разрешают спорную ситуацию.
Для иллюстраций использованы кадры с фотографами в разные годы с уважением к их работе и увлечению.
Фотограф в Ижевске Павел Митрошин © Студия и сайт IzhPhoto.ru (ИЖФОТО)